Главная страница сайта   Библиотека   Содержание בס"ד

Еврейский календарь

Рав Лейб Нахман Злотник

Комментарии и законы

Содержание

Семь «Г̃афтарот утешения»‎

3-я «Суббота утешения»

Г̃афтара, которую будут читать в эту субботу – третья из семи утешающих и обнадёживающих г̃афтарот, которые ‎читают каждый год во второй половине месяца Ав и в месяце Элуль. На этот раз будет прочитан очередной отрывок из ‎книги пророка Йешаягу (54:11-55:5), начинающийся словами «Ания соара ло нухама» – «Бедная, встревоженная, ‎безутешная». В нём говорится о благополучии, ожидающем нас вскоре: упадут все враги, не будет больше притеснений ‎и бед.‎

Кроме прочего в данном отрывке сказано, что дома будут выложены драгоценными камнями. В Талмуде приводится ‎спор двух ангелов Гавриэля и Михаэля о том, какие именно камни будут использованы для окон. Один считает, что ‎оникс, другой говорит яшпе. Услышав их спор Вс-вышний сказал: «Пусть будут оба». Интересное объяснение этому ‎отрывку из Талмуда даёт рабби Иуда Асад, великий раввин, который жил в Венгрии около 150 лет назад: «Один камень ‎красный, другой белый. Красное в еврейской традиции символ суда, закона, а белое символ милосердия. Гавриэль, ‎ангел суда предложил красный камень, Михаэль, ангел милосердия, предложил белый. ‎«Да будут оба», – провозгласил Вс-вышний, – если евреи раскаются, то Он соберёт их в великом милосердии, а не ‎захотят по-хорошему, избавление придёт к ним через Гнев.‎‎

4-я «Суббота утешения»

После периода скорби по Храму и трёх недель, в которые мы читали г̃афтарот о бедах и наказаниях, мы переходим к семи неделям надежды, уверенности в прекрасном будущем. Как, например в г̃афтаре этой недели сказано: «Как прекрасны на горах ноги вестника, возвещающего мир, вестника добра, возглашающего спасение, говорящего Цийону: «Царствует Б-г твой!» (Йешайа 52:7). Спрашивает величайший знаток Торы нашей эпохи, рабби Элиягу Деслер в книге «Михтав ми-Элиягу»: «Случайно ли получилось, что сразу после краха и изгнания приходит утешение, а после него – покаяние (Рош г̃ашана и 10 дней раскаяния), за ними – искупление и очищение (Йом Кипур), которое завершается веселием и праздником (Суккот и Симхат Тора)?» Оказывается, что любой крах, крушение, катастрофа не приходят просто так, в них заложены искры подъёма, взлёта, торжества добра, благополучия и счастья; в изгнании таится росток исхода, а начало раскаяния сокрыто в самом грехе. Истинное покаяние ведёт к полному прощению, когда рушатся все стены, отделяющие нас от Творца, и это несёт истинное наслаждение и радость – ощущение света и тепла Всевышнего, Который даровал нам жизнь и этот прекрасный мир, который нас хранит на протяжении многих веков и готовит для нас благополучие и наслаждения, о которых так ярко и поэтично описано в этих последних г̃афтарот.

5-я «Суббота утешения»

Г̃афтару ближайшей субботы мы начинаем словами: «Ликуй бездетная нерождавшая, пой и веселись, не мучавшаяся родами, поскольку сыновей брошенной будет больше, чем сыновей замужней…». Талмуд объясняет, что причина радости в том, что не рожала община Израиля сыновей и дочерей, души которых попали бы в геином (ад). Поэтому детей брошенной, когда будет воскрешение душ, будет больше, чем детей тех, потомство которых было велико. Брошенная – это еврейский народ, который долго находится в изгнании и те погромы, притеснения, катастрофы, которые постигали нас в течение всего этого времени, можно сравнить с тем, как будто община Израилева временно покинутая Всевышним не рожала вообще. Но во время, когда Всевышний соберёт нас воедино во время полного избавления, все увидят воочию насколько богато наследие и насколько многочисленны плоды, которые еврейский народ породил на свет.

6-я «Суббота утешения»

10-я глава трактата Сангедрин начинается словами: «У каждого еврея есть удел в будущем мире». Как источник данного заявления, мишна приводит фразу из г̃афтары этой субботы (Йешаягу 60:21): «Народ твой все праведники, навечно унаследуют землю…» Поясняют наши учителя, что даже те евреи, которые допустили промашку, сделали нарушение, после того, как они получили наказание либо посредством суда, либо страданиями ниспосланными на них и после раскаяния приобретают вновь статус праведников и наследуют будущий мир и встанут из праха во время воскрешения мёртвых. Другое толкование: души тех, кто не полностью выполнил свою миссию в этом мире – причинил другому боль, обманул, украл и т. д. возвращаются в новых телах для того, чтобы исправить ошибки, пока цель не будет достигнута и душа праведная, выдержавшая все испытания, попадает в свой удел в будущем мире – ган эдене, где её ждёт вечное наслаждение от света и тепла Творца.

7-я «Суббота утешения»

«Кто этот, идущий из Эдома, в багряных одеждах из Боцры? Этот Великолепный в одеянии своем, опоясанный могучей силой своей? Я, говорящий справедливо, велик в спасении!» (Йешаягу 63:1)

Земля Эдом – это не просто страна, это место пребывания тех, кто ненавидит еврейский народ без какой-либо на то причины – последователи Эсава. В эпоху полного избавления, о которой повествует г̃афтара этой субботы Всевышний призовёт к ответу всех тех, кто безжалостно уничтожал, сжигал, линчевал, насиловал. Тех, кто организовывал налёты и погромы, крестовые походы и инквизицию, массовые уничтожения и лагеря смерти. «Кто это идёт из Эдома в одежде пропитанной кровью насильников и убийц» – риторически вопрошает пророк Йишаягу и вдруг Он «облачённый в одеяния прекрасные». Как это может быть? И здесь же ясный ответ: «Я, говорящий в справедливости, Великий в избавлении». Подобно тому, как восхваление и воспевание тех, кто творит добро, поддержка и помощь тем, кто дарит миру свет, мир и истину – является выражением справедливости Творца, также в не меньшей степени выражением справедливости является наказание, крах, смерть нечестивцев, притеснителей, насильников и убийц.

Месяц Элуль

Законы месяца Элуль

Месяц Элуль – это месяц милосердия и раскаяния. Уже на следующий день после новомесячия принято утром ‎трубить в шофар, кроме суббот или кануна Рош г̃ашана. Трубят в шофар исключительно в общине, и это не ‎распространяется на тех, кто молится в одиночку. С начала месяца принято писать в письмах пожелание удачной записи ‎в «Книгу жизни». В сефардских общинах принято говорить слихот начиная уже со второго дня новомесячия. Ашкеназы ‎говорят слихот только в неделю, на которую приходится Рош г̃ашана. В случае если на слихот не остаются как минимум ‎‎4 дня до Рош г̃ашана, то ашкеназим начинают их говорить с первого дня недели, предшествующего недели на которую ‎попадает Рош г̃ашана. Время произношения слихот с середины ночи и в течение всего дня до захода солнца. Самое ‎желаемое время для слихот – это последняя треть ночи, время когда наши покаяния принимаются Творцом особо ‎благосклонно. Слихот разрешено говорить и тем, кто молится в одиночестве, при этом опускают кадиши, 13 принципов ‎милосердия и все отрывки на арамейком языке.‎

С новомесячия Элуль и до праздника Ошана раба принято дважды в день произносить 27-й псалм теилим «Ле ‎Давид, Ашем ори…». В некоторых общинах его говорят утром и вечером, а в некоторых утром и в минху. Принято ‎проверять тефилин и мезузы (хотя по закону нет обязанности проверять мезузы чаще, чем раз в три с половиной года, а ‎тефилин, который постоянно накладывают, нет обязанности проверять вообще). С новомесячия в синагогах принято ‎менять занавеси шкафа для хранения Торы, чехлы свитков Торы и покрывало стола, на котором читают Тору. В ‎некоторых общинах есть обычай покупать к новому году нож, как в знак материального благополучия. В эти дни ‎следует особо оберегаться от гнева.‎

Рош г̃ашана

Канун Рош г̃ашана

В канун Рош г̃ашана говорят слихот «Захор брит». Во время слихот говорят таханун, а в молитвах Шахарит и Минха не говорят. После молитвы шахарит принято делать «Освобождение от обетов», т.е. снимают обеты, которые человек брал на себя в течение года и решает от них отказаться. Каждый может сделать это не только для себя, но и за жену или за других близких по их поручению. И здесь же делают заявление на будущее, что те обеты, которые будут даны необдуманно, будут считаться недействительными. Необходимо понимать тот текст, который человек при этом говорит. Освобождение от обетов происходит перед тремя евреями старше 13-ти лет.

Принято стричься, мыться, одевать праздничные одежды, показывая тем самым, что Всевышний творящий чудеса, обязательно оправдает нас в суде. Поскольку Рош Ашана выпадает на канун субботы, делают Эрув тавшилин. Женщина зажигает свечи, благословляет на них «…Йом тов» и Шеэхеяну. Необходимо приготовить заранее свечи для обоих дней Рош г̃ашана.

Начало Рош г̃ашана

Для молитвы всех «Дней трепета» (от Рош г̃ашана до Йом Кипура) принято назначать хазана, который отличается своей праведностью, порядочностью и которого люди любят и уважают. Есть определённые изменения в молитве этих 10-ти дней покаяния. Все они приводятся подробно в махзорах (молитвенниках на праздник). Следует только заметить, что вставки захрену, ми хамоха, у-хтов, бесефер хаим – если забыл, не возвращаются. Вместо привычного а-Эль а-Кадош говорят а-Мелех а-Кадош, а если забыли, возвращаются и молятся заново. Вместо Мелех огев цдака у-мишпат говорят а-Мелех а-Мишпат. Если этого не сказали, то ашкеназим не возвращаются, а сфарадим должны молиться заново: если не отступил три шага назад, возвращается к благословению «Хашива Шофтену», а если отошёл – к началу молитвы. Некоторые во время молитвы плачут, некоторые молятся вслух, есть которые молятся склонившись, но не следует склоняться ни в начале, ни в конце благословения, а только в середине. После вечерней молитвы принято желать: «Хорошему году будьте записаны сразу же к жизни хорошей и к миру».

Трапеза Рош Ашаны

Говорят праздничный кидуш, благословляют Шеэхияну. Принято во время трапезы использовать две круглые халы. В Рош г̃ашана не следует есть вещи кислые и горькие, не едят орехи, есть которые воздерживаются от винограда. Принято макать хлеб в мёд, некоторые с другой стороны макают также и в соль.

Во время трапезы принято есть виды продуктов в знак счастливого и хорошего года. Перед тем как их едят, говорят специальные молитвы, которые приводят в сидурах. Порядок еды этих продуктов: 1. финики, на которые благословляют «…создающий плод дерева», имея ввиду все остальные плоды деревьев, которые собираются есть; 2. гранат; 3. яблоко с мёдом; 4. коре (вид кабачка), на который благословляют «…создающий плод земли», имея ввиду все остальные овощи; 5. рубия (мелкая фасоль); 6. карти (зелёный лук); 7. силка (листья свёклы); 8. рыба; 9. голова рыбы. Финики следует проверить до начала праздника на наличие насекомых. Тот, кто не может или не хочет есть эти продукты, может посмотреть на них и сказать соответствующую молитву. В «Биркат амазон» говорят вставку «йаале вейаво» и если забыли, то не возвращаются.

Продолжение следует