Рав Ицхак Зильбер
Рав Ицхак Зильбер – крупнейший русскоговорящий раввин и hалахический авторитет, основатель религиозной русскоговорящей общины Израиля, лидер движения за возвращение евреев из бывшего СССР к своим корням, к Традиции.
Книги Рава Ицхака Зильбера «Пламя не спалит тебя», «Я принадлежу моему другу», «Чтобы ты остался евреем» и «Беседы о Торе» стали настольными книгами для сотен тысяч русских евреев.
Биография
Рав Ицхак Зильбер родился в Казани за несколько месяцев до Революции 1917 г. в семье известных раввинов. Его отец попал в Казань из Латвии в результате различных перипетий того неспокойного времени. Родители дали ему настоящее еврейское образование – Рав Зильбер никогда не учился в светской школе, что не помешало ему в последствии стать студентом Казанского Государственного Университета.
Рав Ицхак Зильбер с 15 лет уже давал уроки Торы в Казани, несмотря на то, что это было запрещено.
После Второй Мировой войны он был осужден и отбывал наказание в Сталинском ГУЛАГе, где несмотря на нечеловеческие условия с необычайным самопожертвованием никогда не нарушал Шаббат.
После освобождения Рав Ицхак Зильбер вернулся в Казань. Там он не разрешал детям посещать школу в субботу, за что КГБ хотело лишить его родительских прав. Он переехал в Ташкент, а в 1972 г. совершил алию. К этому времени он уже закончил несколько раз весь Талмуд. Его сын, Бенцион Зильбер, сумел выучить значительную часть Талмуда, также подвергаясь преследованиям в Советском Союзе.
Приехав в Эрец Исраэль, Рав Зильбер был шокирован увиденным – люди повсеместно нарушали Шаббат. Он вспоминал, что когда он приехал в Иерусалим, не было ни одного иммигранта из России – «бааль тшува».
Рав Зильбер посвятил себя приближению к Торе русскоговорящего населения Израиля. Бывали случаи, что его жена не могла зажечь субботние свечи на столе, потому что почти до наступления субботы на нем делали обрезание новым баалей тшува.
Рав Зильбер помог сотням женщин из Росcии в получении разводных документов – гетов. Он сам отправлялся в далекие поездки, разыскивая пропавших мужей по всему миру.
В 2000 году Рав Ицхак Зильбер основал организацию «Толдот Йешурун», которая помогла сотням и сотням репатриантов из бывшего СССР вернуться к Традиции.
Он умер всего за несколько часов до 9 Ава 5764 (2004) года. Его похороны собрали, несмотря на пост, огромное количество людей со всего Израиля и превратились в плач по разрушенному Храму.
Его дело продолжают дети и многочисленные ученики. Единственный сын, Рав Бенцион Зильбер, занял место отца и руководит «Толдот Йешурун». Дочь, Раббанит Хава Куперман – руководит многочисленными программами для женщин.
Рав Аг̃арон Йег̃уда Лейб Штейнман
Автор: Рав Реувен Пятигорский.
07.06.2010 11:47
В один из европейских городов с русскоязычной общиной приезжает крупнейший раввин современности, признанный гаон (гений) и праведник, известнейший талмудист и учитель – раби Аг̃арон Йег̃уда Лейб Штейнман, да продлятся его дни.
Он и раби Йосеф Шалом Эльяшив в настоящее время возглавляют литовское еврейство и являются теми, кто принимает решение по всем вопросам Торы и иудаизма.
Если у вас есть возможность встретить и увидеть рава Штейнмана, не пропустите ее. В народе считается, что просто посмотреть на этого святого праведника – это уже гарантированное благословение на всю жизнь.
Да продлит Всевышний дни и годы великого еврея! Да будет он жив и здоров для славы Творца и на пользу нашему народу!
I. Факты биографии рава Штейнмана
II. Некоторые сведения о нем. Черты, привычки и качества
III. Ряд историй про рава Штейнмана
I. Факты биографии рава Штейнмана
Несколько слов о раби Штейнмане, святом человеке и самом крупном авторитете сегодняшнего дня практически во всех областях иудаизма. Родился он в 1914 году в литовском городе Бриск (ныне в Белоруссии), в семье раввина Ноаха-Цви, руководителя местной синагоги. Во время Первой мировой войны семья срочно покинула царскую Россию и перебралась в Швейцарию, где раву Ноаху-Цви доверили пост руководителя ешивы.
В 1946 году раби Аг̃арон Йег̃уда Лейб Штейнман совершил алию в Эрец Исраэль и поселился в Бней-Браке. Через короткое время великий ученый нашего века раби Авраам-Йешаяу Карлиц (Хазон Иш) предложил ему стать руководителем крупной ешивы «Хафец Хаим» в Кфар-Сабе. А еще через несколько лет другой авторитет Торы, раби Йосеф-Шломо Канман, пригласил его по рекомендации Хазон-Иша в самую известную ешиву Израиля – «Поневеж».
После смерти руководителя нашего поколения рава Элиэзера Менахема-Мана Шаха (2002) рав Штейнман становится наряду с равом Элияшевом главой литовского еврейства Торы.
К ним обоим обращаются лидеры всех еврейских общин мира, чтобы услышать практические советы или решить взаимные споры, за разъяснением трудных вопросов еврейского Закона и во многих других случаях.
Рав Штейнман в настоящее время считается самым крупным авторитетом во всем, что касается воспитания юношества. Под его прямым руководством находятся сотни юношеских ешив.
II. Некоторые сведения о нем. Черты, привычки и качества
Ежегодно он лично устраивает экзамены по Талмуду многим сотням учащихся ешив (в возрасте 13-15 лет), причем на экзамене его ученики не пользуются книгами Талмуда, ибо талмудический текст, на знание которого проводится экзамен, они обязаны знать наизусть. Рав Штейнман знает наизусть оба Талмуда – и Вавилонский, и Иерусалимский.
Каждый день не меньше трех часов он посвящает встрече со всеми, кто пришел к нему домой – за советом и брахой (по поводу здоровья или женитьбы), за разъяснением Закона и с просьбой о помощи и поддержке. И таких людей приходят к нему сотни!
Ежегодно рав Штейнман раздает еврейским образовательным организациям (хедерам, ешивам и колелям) все деньги, которые он получает от евреев всего мира в виде подарков и цдаки.
Пять полноценных уроков Торы в течение каждого дня дает раввин, которому скоро исполнится 96 лет. И это кроме индивидуальных занятий (хаврута), которые он проводит со своими учениками. Уроки этого раввина посвящены Торе и Талмуду, еврейской этике (мусар) и теме воспитания.
На уроках, которые раввин дает днем, собираются до пяти сотен слушателей.
Им написано несколько фундаментальных трудов – с комментариями к Талмуду, по вопросам воспитания и еврейской этике. Его книги пользуются большим спросом в еврейских кругах, по ним учатся тысячи людей, они постоянно актуальны. Причем к ним уже написаны тома разъяснений и комментариев. Т.е. они стали еврейской классикой!
У рава нет телефона – со всеми он разговаривает лично и самым прямым образом. В маленькой квартире в Бней-Браке он живет с кем-нибудь из своих правнуков, посвящая все свое время исключительно учебе, молитве и преподаванию.
Спит он трижды в день по полтора часа. Но еще несколько лет назад мало кто видел, что он вообще спит. Молится он с рассветом, во время молитвы обязательно стоит, даже когда молитва повторяется хазаном. Ест он три раза в день: утром – немного каши, днем – несколько ложек пюре, вечером выпивает стакан горячей воды с каплей меда. Это все! Никакого хлеба в будни, никаких пирогов или печенья! Однажды он сказал кому-то, что ни разу не попробовал вкуса кофе.
Сидит раввин обычно на табурете – на стуле без спинки и подлокотников. Его принцип: никаких удовольствий в этом мире! Недаром, про него сочинили поговорку: «То время, которое вы тратите на сон в течение суток, рав тратит на сон в течение месяца. То, что вы едите за день, рав съедает в течение года». Это, конечно, преувеличение, но оно свидетельствует об удивительно скромных потребностях рава в быту.
Нет ни одного движения в современном ортодоксальном мире, которое бы не признавало его исключительного авторитета по всем вопросам Торы и практики иудаизма. К нему часто обращаются светские люди, израильские и зарубежные евреи, руководители партий, движений и даже государств. Про него говорят, что если кто хочет обнаружить в нашем мире глубочайшую мудрость и праведность – то ему надо обращаться к раби Аг̃арону Йеуде Лейбу Штейнману!
III. Несколько историй из жизни рава Штейнмана
1. Когда рав был главой ешивы в Кфар-Сабе, так получилось, что ешива испытывала денежные затруднения – и рав почти полтора года не получал свою зарплату. Когда ситуация несколько улучшилась, раву доставили все деньги, которые он не дополучил. Но он наотрез отказался их принять. Объяснил так: «Плата за преподавание Торы дается только для того, чтобы преподаватель смог жить. Я и моя семья выжили. Значит, нам эти деньги не полагаются».
Когда его спросили, каким образом он выжил – ведь нужно покупать хоть какие-то продукты! По одной версии, он ответил: «Видите это дерево? Это апельсиновое дерево. А плодов на нем нет. Где они? Это моя семья их съела!»
По второй версии, с вопросом, как они пережили голодное время, обратились к его жене. Она рассказала, что ее муж спросил знающих людей, как можно разнообразить свой стол. Ему сказали, что при помощи добавок можно готовить блюда с разным вкусом из одних баклажанов. В тот сезон на рынке были очень дешевые баклажаны. Так что мы, – так сказала жена рава, – много месяцев ели «курицу» из баклажанов, «мясо» из баклажанов, много разных «каш» из баклажанов.
Впрочем, баклажанная еда тяжело сказалась на здоровье рава. Он приобрел язву желудка, и был дважды прооперирован.
2. Летели самолетом в Штаты, а оттуда в Канаду. К раву, который сидел и учился с книгой в руках, подошел его сын и сказал, что сейчас они пролетают над знаменитым Ниагарским водопадом. Не хочет ли отец взглянуть на чудо природы?
Рав сказал, что у него нет сил подняться и перейти к другому борту, чтобы посмотреть в иллюминатор.
Ему поверили, потому что перелет был на самом деле тяжелым.
Когда приземлились и приехали в ту общину, где их ждали, рав, вместо отдыха, несколько часов принимал людей, которые шли к нему непрерывным потоком. А потом спросил, где тут место учебы, и пошел учиться, даже не заглянув в комнату, которую ему выделили для отдыха. Учился, как обычно, всю ночь, а потом встал на молитву васиким (на самой заре). Тот же сын его спросил: «Отец, в самолете ты сказал, что у тебя не было сил посмотреть в окно. Откуда у тебя силы учиться всю ночь, не отдохнув после перелета?»
Рав ответил: «У меня так всегда – нет сил на окно, но есть силы на Гемару (Талмуд)».
3. Рассказывает ученик ешивы «Поневеж» для юношей (ешива-ктана): у рава был обычай давать нам уроки все дни недели, включая субботу, хотя уже в пятницу он выглядел очень уставшим. Однажды он не пришел на субботний урок. Мы забеспокоились и послали его внука, с которым учились вместе, к раву домой, выяснить, не случилось ли чего. Дом рава стоял рядом с ешивой. Внук сбегал домой и, вернувшись, рассказал нам, что он пришел в дом дедушки (двери его дома постоянно открыты для всех!), вошел в его комнату и обнаружил его лежащим на полу. Стул валялся рядом, раскрытая Гемара тоже. Внук в испуге побежал к бабушке (она тогда еще жила) и закричал, что дедушка или спит, или упал в обморок. Бабушка сказала ему: «Даже если обморок, не поднимай его. Он не спал уже больше недели, пусть отдохнет».
4. Во время обстрелов одного из южных городов Израиля рав распорядился перевести ешиву для подростков в центр Страны. Так и сделали. Но тут оказалось, что против такого решения выступают государственные чиновники, надзирающие за ешивами. Дело в том, что государственные фонды помогают оплачивать аренду здания ешивы, а тут его покинули, поэтому помощь ешиве может быть прекращена. Рав распорядился вернуть всю ешиву обратно. Но в пятницу, так он решил, надо вернуть всех обратно на север. «А в воскресенье приедем обратно, – так он сказал». – «Но зачем такие сложности?» – спросили его. Он ответил: «Большой опасности от обстрелов нет, но родители детей волнуются. В обычный день это не страшно – всегда есть телефонная связь, и их можно успокоить, что у нас все в порядке. Но в субботу связи нет – и кто их успокоит? Поэтому в субботу мы должны быть в безопасном месте».
5. Несколько лет назад разошелся по Стране слух, будто рав издал распоряжение, идущее против мнения остальных великих раввинов Израиля. (На самом деле ни против кого рав не выступал.) Некая группа рьяных супер-ортодоксов принялась развешивать на стенах домов «пашквили», позорящие рава Штейнмана. Он на это никак не реагировал. И вот однажды ему пришлось приехать из Бней-Брака в Иерусалим, чтобы участвовать в брит-миле одного из своих правнуков.
У дверей дома, где проводилась брит-мила, его встретила группа «пашквилянтов», которые принялись кричать некрасивые слова, оскорблять его и поносить. Родственники и ученики рава тут же сделали «живой щит», чтобы оградить от них своего учителя. Но тот заходить в дом не спешил. Как говорят – стоял, прикрыв глаза, внимательно слушал их крики и даже улыбался.
Потом объяснил, что года за два до этого он совершал поездку по Франции. Там, в одной общине, его приняли так тепло и помпезно, что он даже расстроился – ибо никогда до этого ему таких пышных встреч не устраивали.
Рав решил, что почтение, которое ему оказали, он не заслуживает. И поэтому в молитвах попросил небеса, чтобы ему послали какое-нибудь искупление. Т.е. он попросил, по его выражению, позора и поношения (бизайон).
И вот этот позор пришел. Он стоял и радовался. Искупление пришло! На небе быстро откликнулись на его просьбу.
6. Рав отличается феноменальной памятью на имена и лица. Если он кого-то встретил и познакомился с ним – память об этой встрече его уже не покидает.
Свидетели говорят, что однажды он сказал человеку, который посетил его в Бней-Браке, что помнит его по Балтиморе, где он был много-много лет назад. «Вы тогда пришли ко мне со своим отцом. Как его здоровье?» Посетитель был удивлен. Никто ему ни разу не сказал, что он хоть чем-то отличается от израильтян.
В другой раз рава, совсем недавно, посетил адмор хасидов Белз. Рав спросил его, находит ли тот изменения в его квартире. Адмор сказал, что он впервые в квартире рава. Потом выяснилось, что он был тут в возрасте пяти лет. Его приводил к раву Штейнману отец, тогдашний Белзский адмор.
|