Главная     Библиотека     Общины     Праведники     Музыка     Женщина   Выпуск №    в новом окне

«Шаббат шалом!» № 569 глава «Ахарей Мот»-«Кедошим»
Для экономичной печати без цветного фона № 569-p

«Шаббат шалом!» № 568
глава «Тазриа»-«Мецора», месяцц ийар
Для экономичной печати без цветного фона № 568-p

«Беерот Ицхак» № 177 главы «Вайикра», «Цав», «Шемини», «Тазрия-Мецора», «Ахарей Мот-Кедошим», Песах

 

Актуальные статьи«Шаббат шалом!» он-лайнНедельное чтениеНайти главу в Танахе на русскомНайти пасук в Танахе на ивритеКнигиКамеры «Стены плача»Еврейский календарь Время зажигания праздничных и шаббатних свечейКороткие историиСловариСкачать E-mail редактора сайта

 

 

21.04.2018 [+] «Словарь для читающих Тору на иврите»

19.04.2018. Обновлён раздел «Шаббат шалом!» он-лайн

14.04.2018. Обновлён раздел Актуальные статьи и книги

 

 

22.04.2018. Недельная глава Торы «Эмор» в формате PDF для таблетов и телефонов, с красивым и чётким шрифтом.
Все главы в формате PDF.

 

[+] Книга «Тег̃илим» ("Tehillim") на иврите. Издание «Шаббат шалом!» специально для таблет и телефона с красивым шрифтом и удобной навигацией в формате PDF.

 

Ночью 8 нисана, т.е. в ночь со 22 на 23 апреля,
в Шаббат, когда выйдут звёзды - с 19:36 в Израиле,
или в конце вечерней молитвы, считаем:

Сегодня 23 дня, и это три недели
и 2 дня счёта Омэра

 

 

Время зажигания шаббатних
свечей и исхода Шаббата в Израиле
Город Свечи
27 апреля
Исход
28 апреля
Иерусалим 18:41 19:55
Хайфа 18:50 19:58
Тель-Авив 18:56 19:58
Ашдод 18:57 19:58
Ашкелон 18:57 19:58
Беэр Шева 19:00 19:56
Времена взяты из календаря «Этим ле-бина» (кроме Тель-Авива и Ашкелона).
Таблица времён зажигания свечей Шаббата сайта Минист. религии

 




Актуальные статьи и книги

Недельная глава Торы «Ахарэй мот»-«Кедошим»
Месяц ийарСефират г̃аомэр
Песах шениЛаг ба-Омэр
Мусар«Шаббат шалом!» он-лайн


 

«Шаббат шалом!» он-лайн

Обновлено 19.04.2018

 

Как основное в дереве – это плод, так [для человека] не толкование главное, а действие. И праведником называют именно за дела мицвот, и на нём мир стоит.

          Виленский Гаон. Эвэн шелэма 5.6

Содержание

Значок означает, что этот раздел обновлён.

 

  • Рав Ицхак Зильбер «Беседы о Торе»
    Комментарии к недельной главе Торы:
    «Ахарэй мот»-«Кедошим».
    Предыдущая глава: «Тазрия»-«Мецора».
    Оглавление книги.
  • Рав Зелиг Плискин «Береги свою речь»
    Часть 2. Законы лашон-г̃ара. Глава 4.20. Как надо совершить раскаяние
    за произнесение лашон-г̃ара?
    Предположим, некто совершил грех произнесения лашон-г̃ара, после чего осознал необходимость раскаяться. Как это сделать? Всё зависит от последствий его проступка. Рассмотрим несколько случаев. А. Рассказчик оговорил человека, но слушатели, ему не поверив, не изменили своего отношения к объекту разговора... Читать далее
  • Рамхаль (Раби Моше Хаим Луцатто) 5467-5508 /1707-1747/ гг.
    «Путь праведных» («Месилат йешарим»)

    Глава первая. Объяснение долга человека в жизни. Основа благочестия (חֲסִידוּתхасиду́т) и истоки совершенного служения (г̃аа̃вода́ г̃атми́ма) не в том ли, что человеку становится понятно, в чём состоят его обязанности в жизни? К чему должен обращаться его взгляд, и стремиться усердие во всех делах его жизни? Наши мудрецы учат нас, что человек создан наслаждаться Всевышним и получать сияние Его света (Зив Шехинато́)... Читать далее
  • «Пути праведников» («Орхот цадиким»). Неизвестный автор
    26. Врата раскаяния. В начале пути преступник должен совершить раскаяние, согласно всем его условиям, рассмотреть и понять все части раскаяния и должен быть готовым душу свою отдать ради того, чтобы сделать всё, что сможет, и пусть делает во Имя Всевышнего всеми своими силами и всем своим сердцем, открыто и тайно, – тогда Всевышний облегчит ему путь раскаяния... Читать далее
  • РАМБАМ (Рабби Моше Бен Маймон. 4895-4965 /1135-1204/ гг.)
    Законы раскаяния (Из книги «Мишнэ Тора»)

    Глава 7. Возвратившиеся ко Всевышнему должны быть смиренны и предельно скромны. Если глупец стыдит их за их прежние дела: «Вчера ты поступал, так-то, вчера говорил то-то» – не должны они обращать на него внимания, но – слушать, радуясь и зная, что это на благо им, ибо всякий раз, когда человек испытывает стыд за прежние поступки, заслуга его возрастает и достоинство увеличивается... Читать далее
  • РАМБАМ (Рабби Моше бен Маймон. 4895-4965 /1135-1204/ гг.)
    «Книга заповедей» («Сэфэр г̃амицвот»)

    Часть первая. 87-я заповедь ‒ повеление, чтобы законы святости, относящиеся к животному, которое отделено для жертвоприношения, распространялись бы и на заменившее его животное (темура ‒ замена). И об этом Его речение, да будет Он превознесён: «И не заменяйте его (т.е. жертвенное животное); если же заменят его, тогда и оно, и его подмена будут святыней» (Вайикра 27:33)... Читать далее
  • Раби Исраэль Меир Г̃аког̃ен (Хафец Хаим)
    5598-5693 /1838-1933/ гг. «Краткая книга заповедей»

    Заповедь из главы «Ахарэй мот». 110. Заповедь, запрещающая еврею любую близость (не обязательно половую) с женщиной, которая запрещена ему для брака. «Никто не может приблизиться ни к кому из своих родственников с целью открыть наготу» (Вайикра 18:6). Запрещены любые действия, которые могут привести к «открытию наготы», например объятия и поцелуи. Того, кто нарушает этот запрет, обнимая или целуя запрещенную ему женщину, или наслаждается от телесной близости с ней, наказывают малкот и подозревают в совершении разврата.... Читать далее
  • Рав Й.-И. Нойвирт «Соблюдение Шаббата по закону»
    Часть 6. Законы размалывания в Шаббат. Нельзя использовать приспособление, предназначенное для нарезания лука, которое представляет собой систему ножей и пружин, и посредством вращения на оси производит тщательную нарезку. Но разрешено использовать в Шаббат приспособление для разрезания яиц (מַקְצֵץ בֵּיצִים)... Читать далее
  • Рав И.Й. Фукс «Кашрут»
    Часть 7. Хлеб. Компоненты из молока и яиц. Во многих местах производят хлеб используя молочную сыворотку или другие части молока, чтобы обогатить пищевую ценность теста и улучшить цвет корки печённого изделия62. Использование выше сказанного может быть связано с нарушениями запретов нееврейского молока63 и производства молочных хлебных изделий, как сказано далее... Читать далее
  • Рав Шеломо Бенизри «Краткая история поколений»
    2928-3338 (832-422 до н.э.) Бейт Г̃амикдаш Г̃аришон (Первый Храм)
    3338 (422 до н.э.) Разрушение Первого Храма
    3408 (352 н.э.) Строительство Второго Храма 3828 (68 до н.э.) Разрушение Второго Храма
  • Короткие истории (правая колонка)

Ах̃арэй мот

В недельной главе «Ах̃арэй мот» («После гибели») говорится о службе первосвященника в Храме в Йом-Кипур. В этот день окончательно решается судьба всего живого на ближайший год, и повлиять на то, чтобы решение было благоприятным, может только истинное покаяние – признание пред Б-гом своих ошибок и твёрдое намерение впредь их не повторять. Ког̃эн гадоль исповедуется пред Всевышним в своих грехах, кается, просит о прощении и приносит жертвы за себя, за всех ког̃аним и за весь народ. В этой главе перечислены жертвы, которые должны быть принесены в Йом-Кипур, и указан порядок жертвоприношений. Затем говорится о запрете приносить жертвы вне Храма. Указывается, что при убое птицы или дикого кашерного копытного – оленя, лани – их вытекшую кровь надо засыпать землёй. Заключительная часть главы содержит строгие указания относительно запрещённых половых связей.

«И Г‑сподь говорил Моше так: «Обратись к сынам Израиля и скажи им [от Моего имени]: «Я – Г‑сподь, ваш Б-г. По обычаям земли Египта, в которой вы жили, не поступайте, и по обычаям земли Кенаан, куда Я веду вас, не поступайте, и по их законам не живите. Мои законы исполняйте и Мои установления соблюдайте, чтобы ходить по ним. Я – Г‑сподь, ваш Б-г. И соблюдайте Мои установления и Мои законы, исполнением которых будет жив человек; Я – Г‑сподь. Никто ни к кому из близких по плоти не приближайтесь, чтобы открыть [их] наготу; Я – Г‑сподь» (18:1-6).

«По обычаям... не поступайте... по их законам не живите». Талмуд рассказывает, что в этих странах царила страшная распущенность в половых отношениях.

«Соблюдайте Мои установления и Мои законы... Я – Г‑сподь»– Я награжу исполняющих и накажу нарушающих.

«Никто ни к кому из близких по плоти не приближайтесь, чтобы открыть [их] наготу» – не вступайте в сексуальные связи с родственниками.

Какие родственники имеются в виду? Они в этой главе перечислены: мать и сестра матери, жена отца и его сестра, жена брата и жена брата отца, сестра, дочь, внучка, жена сына, сестра жены (при жизни жены), мать и бабушка жены, дочь и внучка жены.

Греховность этих связей неодинакова. За связь с одними из перечисленных родственников предписывается земной суд и смертная казнь, а за связь с другими Б-гом положен карэт: душа отторгается, отсекается от источника святости. Снять эти наказания может только полное раскаяние. А раскаяться, как мы уже говорили в аннотации к рассматриваемой главе, – значит признать сделанное ошибкой и принять на себя обязательство больше так не поступать. Надо сказать пред Б-гом: я сожалею, что сделал то-то и то-то, и обязуюсь больше не делать этого.

Рамбам считает, что, целуя или обнимая женщину, сексуальные отношения с которой ему запрещены, человек нарушает запрет «не приближайтесь». Даже если он делает это чисто дружески, не испытывая страсти, поступать так нельзя. Именно потому, что это действие – вроде бы одинаковое во всех случаях – может иметь разные мотивы (по этой же причине у евреев запрещены парные танцы).

«К жене во время отлучения из-за её нечистоты не приближайся...» (18:19).

По еврейскому закону, который называется законом о чистоте семейной жизни – таг̃арат-г̃амишпах̃а, половые отношения строго запрещены от начала менструации – включая последнюю ночь или сутки до её предполагаемого начала – и вплоть до того, как женщина окунётся в миквэ. Женщина в период менструации называется нида – «нечистая».

Иногда менструация происходит регулярно, через равные (двадцать пять – тридцать дней) промежутки времени, а иногда – с отклонением в несколько дней. Чтобы предвидеть её начало, когда интимные отношения между мужем и женой запрещены, женщина должна знать этот цикл. Для его расчёта существуют свои правила, которые можно узнать из книг о законах семейной чистоты.

Продолжительность менструации также неодинакова. Окончание её определяется специальной процедурой на пятый день после начала или позже, если выделения ещё не прекратились. Когда точно установлено, что месячные окончились, начинают отсчет семи чистых дней, а затем женщина окунается в миквэ и становится дозволенной мужу.

В Талмуде и во многих древних еврейских книгах сказано, что дети, зачатые в запрещённое для интимных супружеских отношений время, склонны к дерзости и нахальству, и наоборот – дети, рождённые в семьях, соблюдающих законы чистоты, обычно скромны, деликатны и вырастают хорошими людьми (конечно, при соответствующем воспитании).

Еврейские законы, регламентирующие нашу повседневную жизнь, вызывали интерес у непредвзятых учёных – несколько таких примеров мы приводили в главе «Шемини». Им хотелось найти объяснение практической пользы соблюдения правил, предписываемых Торой евреям.

Читать полностью комментарии к главе «Ахарэй мот»-«Кедошим»

Часть 2. Законы лашон-г̃ара

Глава 4

20. Как надо совершить раскаяние за произнесение лашон-г̃ара?

Предположим, некто совершил грех произнесения лашон-г̃ара, после чего осознал необходимость раскаяться. Как это сделать? Всё зависит от последствий его проступка. Рассмотрим несколько случаев.

А. Рассказчик оговорил человека, но слушатели, ему не поверив, не изменили своего отношения к объекту разговора. В таком случае им совершён грех по отношению к Вс‑вышнему, поскольку, нарушив Его заповедь, он не принёс вреда своему ближнему.

В таких случаях тешува (раскаяние) происходит так же, как и при других нарушениях заповедей, касающихся отношений между человеком и его Создателем. А именно, он должен:

1) искренне пожалеть о том, что сделал (рассказав лашон-г̃ара),

2) признать свою вину перед Создателем,

3) принять твёрдое решение никогда больше не впадать в грех лашон-г̃ара.

Б. Если же всё-таки слушатели ему поверили, и оговорённый человек утратил их расположение и уважение; если своим злословием он причинил оговорённому человеку физические или душевные страдания, финансовые или имущественные потери, то им, кроме прочего, совершён грех, касающийся запретов, регламентирующих отношения между людьми. Чем такой грех можно искупить? Прежде всего – попросить прощения у человека, который пострадал по его вине. А затем пройти три описанные выше ступени исправления.

И даже если пострадавший ничего не знает об оговоре, рассказчик обязан сообщить ему о своём проступке и искренне попросить прощения. В общем случае надо разъяснить человеку, за что у него просят прощения. Но если такое сообщение может сильно его расстроить, этого делать не стоит.

Читать всю статью

Путь праведных

Глава первая
Объяснение долга человека в жизни

Основа благочестия (חֲסִידוּתхасиду́т) и истоки совершенного служения (г̃аа̃вода́ г̃атми́ма) не в том ли, что человеку становится понятно, в чём состоят его обязанности в жизни? К чему должен обращаться его взгляд, и стремиться усердие во всех делах его жизни? Наши мудрецы учат нас, что человек создан наслаждаться Всевышним и получать сияние Его света (Зив Шехинато́), – ибо вот что есть подлинное наслаждение и величайшее удовольствие, какое только может быть. Но место этого наслаждения – мир будущий (О̃лам г̃аба), который для этого создан и должным образом приготовлен. Путь, который мы должны пройти, чтобы достичь этого средоточия нашего желания, пролегает через этот мир. Наши мудрецы говорят (Авот 4:21): «Этот мир подобен коридору в мир будущий». Заповеди, заповеданные нам Всевышним, суть средства, ведущие человека на этом пути, а исполнить эти заповеди можно только в этом мире. Человек и был изначально помещён в этот мир, чтобы этими средствами приобрести право достичь места, предназначенного ему в будущем мире, чтобы наслаждаться благом, которое он приобрёл себе при помощи этих средств. Сказано (Эйрувин 22а): «Ныне исполнять их, а завтра получать вознаграждение за содеянное». Если внимательно присмотреться, то обнаружится, что истинное совершенство – это только лишь близость ко Всевышнему, ибо сказал царь Давид (Тег̃илим 73:28): «И приблизился я ко Всевышнему, и хорошо мне». И говорит (там же 27:4): «Одного прошу я у Всевышнего, того ищу, чтобы пребывать мне в доме Всевышнего все дни жизни моей». Единственно лишь это есть благо, а всё остальное, что люди считают благом, ложно и ничтожно; не более, чем туман.

Читать всю статью

26. Врата раскаяния

...В начале пути преступник должен совершить раскаяние, согласно всем его условиям, рассмотреть и понять все части раскаяния и должен быть готовым душу свою отдать ради того, чтобы сделать всё, что сможет, и пусть делает во Имя Всевышнего всеми своими силами и всем своим сердцем, открыто и тайно, – тогда Всевышний облегчит ему путь раскаяния и укажет верный путь к раскаянию. Например, если у него родился ребёнок от инцеста, Всевышний уничтожит то семя, и всё забудется как не было. Если отнял имущество, Всевышний даст возможность возместить ограбленному, и он сможет помириться с ограбленным, и тот простит ему. Если совершил зло по отношению к кому-либо, Всевышний сделает так, что тот помирится с ним и полюбит его, и простит ему, как сказано: «Если Всевышний благоволит к путям человека, то и врагов его примирит с ним» (Мишлей 16:7). Если ограбленный уехал далеко, Всевышний приблизит его к раскаявшемуся, чтобы смог помириться с ним, и тот простит ему. Если не знает счёта имущества и не знает ограбленных людей, Всевышний даст ему желание устроить нечто, необходимое обществу, например, построить мост или выкопать колодец, или построить синагогу, или что-либо подобное, что требуется обществу, и таким образом весь мир получит выгоду от него, и те, кого он ограбил, и прочие люди (Бейца 29Б). А если ограбленный человек умрёт, он сможет вернуть деньги наследникам (Бава кама 103А). Нанёс телесный ущерб или оговорил кого-нибудь, – пусть пойдёт на его могилу и в присутствии минйана (десяти человек) попросит прощения у Всевышнего и у умершего (Йома 87А), и Всевышний простит ему.

Читать всю статью

Законы раскаяния
(Из книги «Мишнэ Тора»)

Глава 7

7.8. Возвратившиеся ко Всевышнему должны быть смиренны и предельно скромны. Если глупец стыдит их за их прежние дела: «Вчера ты поступал, так-то, вчера говорил то-то» – не должны они обращать на него внимания, но – слушать, радуясь и зная, что это на благо им, ибо всякий раз, когда человек испытывает стыд за прежние поступки, заслуга его возрастает и достоинство увеличивается. Большой грех – говорить раскаявшемуся: «Вспомни о своих прежних деяниях», рассказывать о них в его присутствии, чтобы устыдить его, говорить о поступках, подобных тем, которые он совершал, чтобы напомнить ему о них, – всё это запрещёно наряду с другими видами оскорбления словом, как сказано: «Не оскорбляйте друг друга» (Вайикра, 25:17).

Читать всю статью

Книга заповедей
(Сэфэр г̃амицвот)

Часть первая. Заповеди «делай»

87-я заповедь ‒ повеление, чтобы законы святости, относящиеся к животному, которое отделено для жертвоприношения, распространялись бы и на заменившее его животное (темура ‒ замена). И об этом Его речение, да будет Он превознесён: «И не заменяйте его (т.е. жертвенное животное); если же заменят его, тогда и оно, и его подмена будут святыней» (Вайикра 27:33).

В начале трактата «Темура» (4Б) ясно сказано, что Его речение, да будет Он превознесён: «И не заменяйте его» ‒ это заповедь «не делай», чьё нарушение может быть предотвращено заповедью «делай» (лав г̃анитак ле-осэ) (т.е. назначение подменного животного ‒ выполнение заповеди «делай» ‒ как бы предотвращает нарушение запрета «И не заменяйте его». И из этих слов мудрецов однозначно следует, что святость темуры ‒ предписывающая заповедь). Сказали мудрецы (там): «Ведь «замена» ‒ это запрет, предотвращаемый заповедью «делай».

И там же приводится причина, по которой человек, заменяющий жертвенное животное на другое, наказывается 39-ю ударами ремнём, несмотря на то, что это запрет, отменяемый заповедью «делай» (и, как правило, нарушение таких запретов не наказуемо): «Заповедь «делай» не может отменить два запрета». Имеется в виду, что запрет темуры (НД 106) ‒ двойной запрет: «Нельзя выменивать его (т.е. жертвенное животное) и заменять его» (Вайикра 27:10), а повеление «делай» ‒ только одно: «И оно, и её подмена будут святыней». Итак, мы выяснили то, что желали (что святость темуры ‒ заповедь «делай»).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате «Темура»: каким образом совершается замена, каков статус подменного животного, как оно приносится в жертву.

Читать всю статью

Заповедь из главы
«Ахорэй мот»

110. Заповедь, запрещающая еврею любую близость
(не обязательно половую) с женщиной, которая запрещена ему для брака

Сказано в Торе: «Никто не может приблизиться ни к кому из своих родственников с целью открыть наготу» (Вайикра 18:6).

Запрещены любые действия, которые могут привести к «открытию наготы»[31], например объятия и поцелуи.

Того, кто нарушает этот запрет, обнимая или целуя запрещенную ему женщину, или наслаждается от телесной близости с ней, наказывают малкот и подозревают в совершении разврата.

Запрещено намекать такой женщине на что-нибудь непозволительное (словами или жестами), заигрывать с ней, вдыхать аромат ее духов, любоваться ее красотой. Нельзя делать ничего, что может привести к греховным мыслям на сексуальную тему.

Запрещено заниматься онанизмом: это тяжкий грех. Намеренно вызывающий у себя эрекцию отлучается от общины.

Мудрецы постановили, что не следует задерживать женитьбу своих достигших зрелости сыновей и дочерей, поскольку, оставляя сыновей неженатыми и не выдавая замуж дочерей, человек рискует привести их к греху или нехорошим мыслям.

Запрещено выдавать женщину замуж за малолетнего, поскольку такое действие считается развратом. Молодому человеку не следует жениться на старой женщине, а старику брать в жены молодую девушку, т.к. это тоже ведет к разврату.

Еврею нельзя находиться наедине с запрещенной ему женщиной. Также ему запрещено уединяться с незамужней женщиной. В случае нарушения он и незамужняя женщина наказываются макот мардут – за ослушание, а их грех предается гласности. Но в случае, если еврей в нарушение запрета уединился с чужой замужней женщиной, то они не подвергаются наказанию макот мардут и их грех не предается гласности, чтобы не вызвать злословия относительно детей этой женщины[32].

Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда.


[31] Эвфемизм для запрещенных половых сношений.

[32] Намекая на их незаконное рождение.

Читать мицвот ко всей главе «Ахарэй мот»-«Кедошим»

Читать всю книгу

Часть 6. Законы размалыванияА в Шаббат*

(דִינֵי טְחִינָה בְּשַׁבָּת)

* Законы техина в Йом тов будут объяснены отдельно в гл. 7.

А טְחִנָה (тех̃ина́) – размалывание, измельчение.

מְלֶאכֶת טְחִנָה (мелэхэт тех̃ина) – работа «помол».

טוֹחֵן (тох̃э́н) – мелет, название запрета молоть.

6.3. Нельзя использовать приспособление, предназначенное для нарезания лука, которое представляет собой систему ножей и пружин, и посредством вращения на оси производит тщательную нарезку. Но разрешено использовать в Шаббат приспособление для разрезания яиц (מַקְצֵץ בֵּיצִים), которое представляет собой ряд лезвий, отдалённых друг от друга установленных в рамке, на которую давят и разрезают этими лезвиями яйцо, помещённое в углубление, на ломтики. И также разрешено использовать нож, предназначенный для тонкого нарезания твёрдого сыра и т.п.

6.4. В этом разделе говорится только о законах измельчения (техина) пищи без использования приспособлений, предназначенных для этого.

6.5. Есть разница в законах техины между пищей растительной и пищей не растительной, между пищей, которая уже однажды была размельчена и пищей, которую ещё ни разу не измельчали.

6.6. Сырую растительную пищу, например, неварёные фрукты или овощи, которые едят размельчёнными, – запрещено измельчать, но разрешено нарезать ножом на немного крупноватые кусочки, но не нарезать мелко, и делать это нужно только непосредственно перед трапезой.

Читать всю статью

Часть 7. Хлеб (לֶחֶם)

Компоненты из молока и яиц

(מַרְכִּיבֵי הֶחָלָב וְהַבֵּיצִיםмаркивэ́й г̃эх̃ала́в ве-г̃абэйци́м)

7.25. Во многих местах производят хлеб используя молочную сыворотку или другие части молока, чтобы обогатить пищевую ценность теста и улучшить цвет корки печённого изделия62.

Использование выше сказанного может быть связано с нарушениями запретов нееврейского молока63 и производства молочных хлебных изделий, как сказано далее.

62 Концентрация молока в тесте обычно 3-4%, и также используются заменители молока, например, соевая мука и т.п., и их концентрация 1-2%.

63 См. далее п. 8.10.

7.26. Запрещено печь хлеб, халы или молочные булочки, т.е. когда тесто замешано на молоке или масле, если не придают тесту особую форму, по которой видно, что это не обычное, а молочное изделие.

И также, когда пекут определённое количество для членов семьи: [ашкеназим] разрешено, если съедят в течение дня, а для бенэй сефарад – только когда всё количество печённого будет съедено на этой трапезе, а остальное уничтожено.

7.27. Яйца, предназначенные способствовать процессу подхода теста и улучшению его вкуса и вида – обязаны быть кашерными для еды и проверены на предмет крови, запрещённой в пищу68.

Также, когда готовят некоторое количество белков и желтков, чтобы печь на следующий день, следует избегать нарушения запрета есть яйца, которые прошли ночь [будучи разбитыми], из-за опасности69.

68 Как сказано далее в п. 12.17-26.

69 Как объяснено далее в п. 18.11, что если добавляют к ним немного соли и масла – не становятся запрещёнными.

Читать всю статью

2928-3338 (832-422 до н.э.)
Бейт Г̃амикдаш Г̃аришон
(Первый Храм)

Его строительство было начато царем Шеломо на 4-м году его царствования (в 2928 году – 832 г. до н.э., 480 лет после выхода сынов Исраэля из Египта), длилось 7 лет и закончилось на 11-м году царствования Шеломо. В строительстве Храма участвовало 150 тысяч человек. Храм простоял 410 лет (счет 410 лет ведется от начала строительства). По окончанию строительства Храма, Шеломо начал строить свой дом и окончил через 13 лет.

3338 (422 до н.э.) Разрушение Первого Храма

Осада Иерусалима началась 10 тевета 3336 г. (424 г. до н.э.) и городская стена была проломлена через два с половиной года 17-го тамуза. Бейт Г̃амикдаш (Храм) был разрушен и подожжен 9 ава к вечеру. Всего от начала царства Шеломо до разрушения прошло 414 лет, вычтем 4 года до начала строительства Храма [от начала царства Шеломо], – получим: всего 410 лет простоял Храм на Его горе, и прошло 850 лет со времени входа сынов Исраэля в землю Исраэля, т.е. 17 юбилеев [50-ти летий]. И намек на это в слове בְּרֵאשִית (Вначале): ב''רБайт Ришон (Первый Храм), א''שола бэш, י''ת – на 410 (ת''י) году его существования.

В Первом Храме служили только 18 коэнов – священников, [здесь имеются ввиду первосвященники], по сравнению с Вторым Храмом, в котором служили более 300 коэнов. Уточни в Тософот Йома 9а.

Всего 10 тысяч евреев были угнаны Навухаднецаром в Вавилон, 3 тысячи из колена Йегуды и 7 тысяч из колена Биньямина и остальных колен. Из этого факта мы учим, что много людей было убито Навухаднецаром.

3408 (352 до н.э.) Строительство Второго Храма

Строительство началось в 3408 (352 до н.э.) ровно 70 лет после разрушения Первого Храма. Его строительство продолжалось около 5-ти лет, со 2-го до 6-го года царствования Дарейавэша. Строение это простояло невредимо 420 лет. Строительство началось, в сущности, на 18 лет раньше, во время царствования Корэша, но прервалось из-за клеветнического доноса кутим (самаритян) Корэшу, который прервал работы по строительству.

3828 (68 н.э.) Разрушение Второго Храма

Разрушение Храма произошло 9-го Ава вечером после двух с половиной лет осады Иерусалима с 10-го Тевета по 9-е Ава Аспасианусом кейсаром и его сыном и заместителем Титусом-злодеем. Падение Иерусалима пришло вследствие сильного голода в Иерусалиме. Оно было результатом учиненного бандитами пожара продовольственных складов, дров и масла, которого бы хватило на 21 год осады. Рабану Йоханану бен Закаю удалось хитростью выйти из Иерусалима и спасти Явне и его мудрецов, и династию Рабана Гамлиэля особой просьбой у Аспасиануса. Иерусалим пал из-за бывшей в нем напрасной вражды. В ходе захвата погибли миллионы. Оба Храма стояли число лет как миньян слова כתית (разбитый): כת – 420 – Второй Храм, ית – 410 – Первый Храм. Во Втором Храме служили более 300 коэнов (первосвященников – Перев.), в Первом Храме – только 18. И об этом сказали мудрецы, благословенна их память: «Страх перед Вс-вышним добавляет годы» – это о Первом Храме; и «годы злодеев сократятся» – это о Втором Храме.

Читать всю статью


Короткие истории

Рассказывает
рав Исраэль Спектор
Книга «Врата востока»

К главе «Шемини»

וַיִּקְחוּ בְנֵי-אַהֲרֹן נָדָב וַאֲבִיהוּא אִישׁ מַחְתָּתוֹ, וַיִּתְּנוּ בָהֵן אֵשׁ, וַיָּשִׂימוּ עָלֶיהָ, קְטֹרֶת; וַיַּקְרִיבוּ לִפְנֵי יְהוָה, אֵשׁ זָרָה--אֲשֶׁר לֹא צִוָּה, אֹתָם. (י,א)

«И взяли сыновья Аг̃арона, Надав и Авиу, каждый свой совок, и положили в них огня, и возложили на них курений, и принесли перед Г-сподом огонь чуждый, какого Он не велел им» (10:1)

Надав и Авиу умерли во время освящения Мишкана. Наши мудрецы сказали: Они умерли, потому что выводили алаху в присутствии своего учителя Моше!

Во время Первой мировой войны турки мобилизовывали в свою армию всех молодых людей подряд. Посему р. Эзра Атья  бежал из Иерусалима в Каир. Там он продолжал с упоением учиться и вскоре прославился как мудрец и знаток Торы. Однажды обратились к нему с алахическим вопросом. Выслушав, пришёл рав Эзра к определённому выводу, но сказал, что ответит на вопрос через час. И под палящим солнцем он отправился в дом рава Каира, который жил в Старом городе в получасах ходьбы. Там он рассказал, какой вопрос ему был задан, и попросил разрешения дать ответ. Рав Каира разрешил, и рав Эзра изложил ему свой подробный ответ.

Рав Каира, покачав головой, спросил: «Для чего господин так утруждал себя, когда всё ему ясно?»

Ответил рав Эзра: «Чтобы получить право решать...»

Улыбнулся рав города и сказал скромно: «Ведь всё известно и ясно господину, и я тот, кто должен прийти к нему...» Спросил рав Эзра, не отреагировав на похвалы: «Я вправе ответить на вопрос?» «Конечно!» – ответил рав Каира.

И получив разрешение ответить, двинулся р. Эзра в обратный путь.

וְכָל-הַשֶּׁרֶץ, הַשֹּׁרֵץ עַל-הָאָרֶץ--שֶׁקֶץ הוּא, לֹא יֵאָכֵל. (יא,מא)

«И всякий гад, пресмыкающийся по земле, есть мерзость; не должно есть его» (11:41)

Раби Шалом Касахи из Арам Цовы в канун Песаха проходил через городской базар и увидел, что продающиеся там листья салата (хасы), необходимые для исполнения заповеди марора, кишат червями. Рав знал, что полностью очистить хасу от червей очень трудно. Что же он сделал? Купил тут же всю хасу, какая была на базаре, и бросил её на пол. Но и это показалось ему недостаточным: рав растоптал хорошенько всю зелень так, что она стала абсолютно непригодной к еде. Чтобы ни один еврей не мог нарушить запрет Торы.

וְכָל-הַשֶּׁרֶץ, הַשֹּׁרֵץ עַל-הָאָרֶץ--שֶׁקֶץ הוּא, לֹא יֵאָכֵל. (יא,מד)

«И не оскверняйте душ ваших никаким гадом, ползающим на земле» (11:44)

Раби Ицхак Афумадо учился вместе с Аризалем у рабейну Давида бен Зимры. Учитель послал р. Ицхака в ешиву г. Салоники. В этот день пришли к руководителю ешивы несколько человек на суд Торы. Дело было довольно сложное: одна девушка получила предложение о замужестве от трёх человек, но забыла, кто был первый. Каждый из троих утверждал, что он сделал предложение первым... Один из троих претендентов, первый, умер, у второго было два свидетеля, подтверждавшие, что он сделал предложение раньше третьего. Что же сделал третий? Он нанял двух лжесвидетелей, которые заявили в суде, что свидетели второго претендента не могут давать показания, так как, будучи в городе Джао, они прилюдно ели некашерных пресмыкающихся. Судьи проверили и нашли, что все они были одновременно в ресторане города Джао, а потому свидетели второго претендента не годны для дачи показаний. Стало быть, его заявление бездоказательно.

Рав Ицхак, присутствовавший на процессе, понял, что лжесвидетели попросту невежды. Поднялся он и попросил у суда разрешения задать им вопрос. Получив разрешение, спросил р. Ицхак: «Пресмыкающиеся, которых они ели, были из мяса быка или барана?» Запутались лжесвидетели и не знали, что ответить, ибо понятия не имели, что такое пресмыкающиеся и насекомые, а говорили только то, что было велено...

Читать далее


На сайте используются
материалы сайтов: Толдот.ру, Хасидус по-русски, Маханаим

Используются картины сайта: http://alexandergallery.biz/


Статистика посещения сайта «Шаббат шалом!»

DateVisits
16/11/20143523
17/11/20141699
18/11/20141394
19/11/20141945
20/11/20142596
21/11/20142570
В среднем2288

Главная     Библиотека     Община     Праведники     Музыка

Copyright© Shabat-shalom 2008