Главная      Урок      Библиотека     Общины     Праведники     Музыка   Выпуск №    в новом окне

Урок Торы

«Шаббат шалом!» он-лайн

Обновлено частично (только нед. глава) 17.05.2021 г.

 

Раби Хананьйа, сын Терадьйона, говорил: «Двое, которые сидят и нет между ними слов Торы, ‒ это собрание легкомысленных… Но двое, которые сидят и есть между ними слова Торы, ‒ Шехина пребывает среди них…»

        Пиркей Авот 3.2 (с комментариями)

Содержание

Значок означает, что этот раздел обновлён.

 

  • Рав Ицхак Зильбер «Беседы о Торе»
    Комментарии к недельной главе Торы «Насо». Оглавление книги.
  • Рав Зелиг Плискин «Береги свою речь»
    Часть 4. Выдержки из книг по еврейской этике. 1. Сильнее меча. «Жизнь и смерть – во власти языка» (Мишлей 18: 21). Язык человека – более сильное оружие, чем меч. Меч может убить лишь того, кто рядом; язык смертоносен даже на дальнем расстоянии... Читать далее
  • Рамхаль (Раби Моше Хаим Луцатто) 5467-5508 (1707-1747) гг.
    «Путь праведных» («Месилат йешарим»)

    Глава 23. Пути приобретения смирения и удаление от факторов, отменяющих его. И ещё фактор, удаляющий смирение, – приближение к себе или использование льстецов, славящих и превозносящих, чтобы втереться в доверие к человеку, чтобы он был им полезен. И они станут преувеличивать до предела его достоинства и прибавлять то, чего нет в нём, а иногда и изобразят его недостатки прославляемым достоинством... Читать далее
  • РАМБАМ (Рабби Моше Бен Маймон. 4895-4965 (1135-1204) гг.)
    Законы раскаяния (Из книги «Мишнэ Тора»)

    Глава 2. Пути раскаяния таковы: раскаявшийся постоянно вопиет ко Всевышнему, слёзно молит Его; раздаёт милостыню, насколько позволяет ему его достаток, и удаляется как можно дальше от соблазна, который ввёл его в грех, и берёт себе новое имя... Читать далее
  • РАМБАМ (Рабби Моше бен Маймон. 4895-4965 (1135-1204) гг.)
    «Книга заповедей» («Сэфэр г̃амицвот»)

    Часть 2. Мицвот-запреты. 83-я заповедь ‒ запрет изготовлять масло для помазания, подобное тому, которое сделал Моше в пустыне. И об этом речение Г̃ашэма, да будет Он превознесён: «По составу его не делайте подобного ему» (Шемот 30:32)... Читать далее
  • Раби Исраэль Меир Г̃аког̃ен (Хафец Хаим)
    5598-5693 (1838-1933) гг. «Краткая книга заповедей»

    110. Заповедь, запрещающая еврею любую близость (не обязательно половую) с женщиной, которая запрещена ему для брака. Сказано в Торе: «Никто не может приблизиться ни к кому из своих родственников с целью открыть наготу» (Вайикра 18:6). Запрещены любые действия, которые могут привести к «открытию наготы», например объятия и поцелуи... Читать далее
  • Рав Й.-И. Нойвирт «Соблюдение Шаббата по закону»
    Часть 23. Уход за квартирой и двором в Шаббат и Йом тов. Ремонт в квартире и во дворе в Шаббат и Йом тов. Сиденье, не прикреплённое к стулу, разрешено снимать и возвращать на предназначенное для него место на стуле (разумеется, не присоединяя винтами). Стул ребёнка, который обычно раскрывают, а потом складывают [в будни], ‒ разрешено раскрывать и складывать также и в Шаббат... Читать далее
  • Рав И.-Й. Фукс «Кашрут»
    Введение: «Учение о кашруте». Основные понятия кашрута. Оца́р бейт дин (אוֹצָר בֵּית דִין) ‒ букв.: кладовая суда. Когда наступает год шемита, плоды земли, святые «святостью шевиит», запрещено собирать, срывать и продавать таким образом, как это делают в остальные годы. Однако бейт дину (еврейскому суду) разрешено нанимать рабочих. Читать далее
  • Рав Шеломо Бенизри «Краткая история поколений»
    2928-3338 (832-422 до н.э.) Бейт Г̃амикдаш Г̃аришон (Первый Храм)
    3338 (422 до н.э.) Разрушение Первого Храма
    3408 (352 н.э.) Строительство Второго Храма 3828 (68 до н.э.) Разрушение Второго Храма
  • Короткие истории (правая колонка)

Насо

Глава «Насо» («Определи число») – самая большая в Торе, она содержит сто семьдесят шесть стихов. В ней завершается подсчёт левиим, начатый в предыдущей главе. Исчисляются семейства Гершона и Мерари и определяются их обязанности при переносном Храме. Указывается, что потомки Гершона несут в походе и устанавливают на стоянках завесы и покровы Мишкана, а потомки Мерари – тяжёлые предметы: брусья, столбы, подножия, засовы. В этой главе – восемнадцать заповедей. Мы рассмотрим лишь закон об изоляции нечистого человека, а также упомянем заповедь о том, как должен поступить муж с подозреваемой в измене женой, закон об обете незирут и заповедь, предписывающую ког̃аним благословлять народ. В заключение глава описывает жертвы, принесённые руководителями колен при открытии Мишкана.

«И говорил Г‑сподь, обращаясь к Моше, так: «Прикажи сынам Израиля, чтобы отослали они из стана всякого прокажённого, и всякого истекающего слизью, и всякого осквернившегося мёртвым. Как мужчин, так и женщин отошлите, за пределы стана отошлите их, чтобы не оскверняли они станы свои, среди которых Я пребываю». И сделали так сыны Израиля, и отослали их за пределы стана. Как Г‑сподь говорил Моше, так и сделали сыны Израиля» (5:1-4).

Эту заповедь евреи получили после того, как исчисление всех мужчин, включая левиим, было закончено, – т.е. её получение предшествует по времени упоминанию об изоляции в главе «Мецора» книги «Вайикра».

Здесь определены три вида нечистоты: первый вызван болезнью, признаки которой видны на теле (проказа), второй – выделениями из тела и третий – контактом с трупом.

Все эти виды нечистоты уже знакомы нам по книге «Вайикра»: о проказе говорится в главе «Тазриа», о выделениях – в главе «Мецора», о контакте с трупом человека – в главе «Эмор» и о контакте с трупом животного – в главе «Шемини».

Ограничения, налагаемые на ритуально нечистого человека, зависят от вида нечистоты.

Вспомним ещё раз, как располагались евреи, находясь в пустыне. Во время стоянок стан делился на три лагеря (один внутри другого): первый, внутренний, – это Мишкан, второй, срединный, окружавший переносной Храм, – лагерь, где жили левиим, и третий, наружный – лагерь всех остальных евреев.

Соответственно трём видам нечистоты предписаны три вида удаления от стана. Наиболее серьёзная нечистота – нечистота на теле – требует, чтобы человек был изолирован за всеми тремя станами. Тот, кто истекал слизью, мог оставаться во внешнем, третьем стане, но не имел доступа в срединный. Человеку с наименее тяжёлой разновидностью нечистоты – от контакта с трупом – можно было находиться в стане левиим.

В первый стан, внутренний, самый святой, запрещался вход любому нечистому.

Почему человек, наказанный пятнами на теле, удалялся за все три стана, т. е. изолировался строже всех?

В главе «Тазриа» книги «Вайикра» мы цитировали высказывание, в котором причиной проказы названы семь видов прегрешений.

Мидраш раба (7:5) приводит другое, близкое к этому, мнение: «Сказал раби Йег̃уда бар Шалом: «За одиннадцать действий Б‑г наказывает человека пятнами: за оскорбление Имени Всевышнего, за разврат, за кровопролитие («И сделал Б‑г Каину знак – пятна на теле»), за то, что сказал о другом то, чего в нём нет, за гордыню, за вмешательство не в своё дело (уже знакомый вам пример с царём Узийаг̃у. – И. З.), за ложь, за воровство, за ложную клятву, за Б‑гохульство, за идолопоклонство».

Как видите, раби Йег̃уда бар Шалом тоже указывает, что причина проказы – тяжёлые грехи, причиняющие серьёзный вред обществу. Этим и объясняется особая строгость изоляции при проказе. Читать далее

Читать полностью комментарии к главе «Насо»

Часть 4. Выдержки из книг по еврейской этике87

Избранные отрывки, собранные Хафец-Хаимом в книгах «Шемират Алашон» и «Ховат Ашмира» и касающиеся запретов на лашон-г̃ара и рехилут

87 Еврейская этика – на иврите мусар – это наука, полученная нами от предыдущих поколений мудрецов и занимающаяся изучением вопроса: как человеку поднять духовный и моральный уровень.

1. Сильнее меча

«Жизнь и смерть – во власти языка» (Мишлей 18: 21). Язык человека – более сильное оружие, чем меч. Меч может убить лишь того, кто рядом; язык смертоносен даже на дальнем расстоянии. (Трактат «Арахин» 15)

2. Лашон-г̃ара убивает

Трёх человек убивает лашон-г̃ара: того, кто говорит, того, кто слушает, и того, о ком говорят (там же).

3. Каждое слово записывается

Каждое слово, произнесённое человеком, записывается. В день Суда его ему напомнят. (См. Авот 2:1)

4. Потерять свои заслуги

В день суда многие убедятся, что в Книгу вписаны достоинства, которыми они не обладали. Они скажут: «Мы не совершали этих добрых дел». Им ответят: «Это добрые дела тех людей, которые злословили о вас». (От них взяли, вам дали, потому что их язык был направлен против вас). А тем, кто лишился своих добрых дел, скажут: «Вы лишились своих заслуг, так как оговаривали других». Многие обнаружат в Книге, что за ними записаны обиды, которых они никому не причиняли, на что им скажут: «Это дурные дела тех, кого вы оговорили». («Хово́т г̃алеваво́т»)

5. Придёте ли вы с пустыми руками?

«Бывает богатый, у которого ничего нет» (Мишлей 13:7). Даже самый удачливый в делах человек может оказаться без гроша в кармане, если его расходы превышают доходы. То же самое применимо и к соблюдению заповедей. Человек может сделать много добрых дел, тщательно изучать Тору, но, если он постоянно злословит, в день Суда он придет к Небесному престолу с пустыми руками. Читать далее

Читать всю главу

Путь праведных

Глава 23
Пути приобретения смирения и удаление от факторов, отменяющих его

И ещё фактор, удаляющий смирение, – приближение к себе или использование льстецов, славящих и превозносящих, чтобы втереться в доверие к человеку, чтобы он был им полезен. И они станут преувеличивать до предела его достоинства и прибавлять то, чего нет в нём, а иногда и изобразят его недостатки прославляемым достоинством. И вот – человек легкомыслен, и натура его слаба, и легко соблазняется и особенно тем, к чему склонна его натура. И когда он слышит льстивые слова из уст того, кому верит, слова эти проникают в него, подобно змеиному яду, – он падает в сети гордыни и разбивается. Вот Йоаш, шедший по доброму пути все дни, пока его наставлял Йег̃ойада Г̃аког̃эн, его учитель. А после смерти учителя пришли слуги Йоаша и стали льстить ему, и преувеличивать его славу настолько, что сделали его как бы идолом, и тогда царь послушал их! Взгляни: это же ясно! Поэтому тот, у кого глаза в голове, станет остерегаться и внимательно рассмотрит деяния того, кого хочет сделать своим другом или советчиком, или управляющим, – более, чем будет разглядывать перед трапезой свою еду и питье. Ибо еда и питье могут нанести вред лишь телу, а лжедрузья или дурные советчики могут погубить его душу, и его имущество, и всё его достоинство. И царь Давид говорит (Тег̃илим 101:7): «Идущий по пути непорочности – он будет служить мне. Не будет жить в моём доме поступающий лживо, изрекающий ложь не утвердится перед глазами моими». И нет более добра человеку, чем найти себе добрых друзей, которые откроют ему глаза на то, что он не видит, и по любви своей станут упрекать и предостерегать его. Так они спасут его от любого зла. Ибо они увидят то, что человек не может видеть, поскольку не замечает своих недостатков. Они увидят и поймут, и остерегут его – и он убережётся. Об этом сказано (Мишлей 24:6): «И помощь – в силе советника». Читать далее

Читать всю главу

Законы раскаяния
(Из книги «Мишнэ Тора»)

Глава 2

2.4. Пути раскаяния таковы: раскаявшийся постоянно вопиет ко Всевышнему, слёзно молит Его; раздаёт милостыню, насколько позволяет ему его достаток, и удаляется как можно дальше от соблазна, который ввёл его в грех, и берёт себе новое имя, как бы говоря этим: «Я – другой человек, не тот, кто грешил», и изменяет все свои поступки к лучшему, и идёт прямым путём, и покидает свой дом – ведь скитания искупают грех, ибо приучают человека к скромности и смирению. Читать далее

Читать всю главу

Книга заповедей
(Сэфэр г̃амицвот)

Часть 2. Запрещающие заповеди

83-я заповедь ‒ запрет изготовлять масло для помазания, подобное тому, которое сделал Моше в пустыне. И об этом речение Г̃ашэма, да будет Он превознесён: «По составу его не делайте подобного ему» (Шемот 30:32).

Умышленно преступивший этот запрет карается «отсечением души», как указано в Торе: «Кто составит подобное ему… отсечётся его душа от своего народа» (там же 30:33). Неумышленно нарушивший запрет приносит установленную грехоочистительную жертву.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в первой главе трактата «Керитот» (5А). Читать далее

Читать не сокращённый текст

Заповеди из главы
«Ахарэй»

110. Заповедь, запрещающая еврею любую близость
(не обязательно половую) с женщиной, которая запрещена ему для брака

Сказано в Торе: «Никто не может приблизиться ни к кому из своих родственников с целью открыть наготу» (Вайикра 18:6).

Запрещены любые действия, которые могут привести к «открытию наготы»[31], например объятия и поцелуи.

Того, кто нарушает этот запрет, обнимая или целуя запрещённую ему женщину, или наслаждается от телесной близости с ней, наказывают малкот и подозревают в совершении разврата.

Запрещено намекать такой женщине на что-нибудь непозволительное (словами или жестами), заигрывать с ней, вдыхать аромат ее духов, любоваться ее красотой. Нельзя делать ничего, что может привести к греховным мыслям на сексуальную тему.

Запрещено заниматься онанизмом: это тяжкий грех. Намеренно вызывающий у себя эрекцию отлучается от общины.

Мудрецы постановили, что не следует задерживать женитьбу своих достигших зрелости сыновей и дочерей, поскольку, оставляя сыновей неженатыми и не выдавая замуж дочерей, человек рискует привести их к греху или нехорошим мыслям.

Запрещено выдавать женщину замуж за малолетнего, поскольку такое действие считается развратом. Молодому человеку не следует жениться на старой женщине, а старику брать в жены молодую девушку, т.к. это тоже ведет к разврату.

Еврею нельзя находиться наедине с запрещенной ему женщиной. Также ему запрещено уединяться с незамужней женщиной. В случае нарушения он и незамужняя женщина наказываются макот мардут – за ослушание, а их грех предается гласности. Но в случае, если еврей в нарушение запрета уединился с чужой замужней женщиной, то они не подвергаются наказанию макот мардут и их грех не предается гласности, чтобы не вызвать злословия относительно детей этой женщины[32].

Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда.


[31] Эвфемизм для запрещенных половых сношений.

[32] Намекая на их незаконное рождение.

Читать о мицвот ко всей главе «Ахарэй»-«Кедошим»

Читать всю книгу

Часть 23. Уход за квартирой и двором в Шаббат
и Йом тов

הַטִפּוּל בְּדִירָה וּבְחָצֵר בְּשַׁבָּת וּבְיו"ט
г̃атипу́ль бе-дира́ у-ве-хацэ́р бе-шаббат у-ве-йо́м тов

Ремонт в квартире и во дворе в Шаббат и Йом тов

תִּקּוּן הַדִירָה וְהֶחָצֵר בְּשַׁבָּת וּבְיו"טтику́н г̃адира́ ве-г̃эхацэр бе-шаббат у-ве-йо́м тов

23.48. Сиденье, не прикреплённое к стулу, разрешено снимать и возвращать на предназначенное для него место на стуле (разумеется, не присоединяя винтами).

23.49. Стул ребёнка, который обычно раскрывают, а потом складывают [в будни], ‒ разрешено раскрывать и складывать также и в Шаббат. И также поднос, с которого кормят ребёнка или поднос, который перед ребёнком в коляске: если его можно с лёгкостью присоединить или отсоединить, и делают это часто [в будни], – разрешено присоединять или отсоединять его в Шаббат; но если его нелегко присоединить или он остаётся присоединённым на долгое время, – запрещено отсоединять и присоединять в Шаббат.

23.50. Стойка для молитвы (стэ́ндэр), сделанная так, что её [верх] можно возвышать или понижать с помощью винтов, ‒ разрешено менять её высоту как требуется, и тот же закон для офисного стула; но конечно же запрещено делать любые изменение в мебели, которое осуществляется посредством электричества.

Читать всю главу

Введение: «Учение о кашруте»

3. Основные понятия кашрута

(מוּשָּׂגִי יְסוֹד בְּכַּשֵׁרוּת)мусагэ́й йесо́д бе-кашру́т

Оца́р бейт дин (אוֹצָר בֵּית דִין) ‒ букв.: кладовая суда

Когда наступает год шемита, плоды земли, святые «святостью шевиит», запрещено собирать, срывать и продавать таким образом, как это делают в остальные годы. Однако бейт дину (еврейскому суду) разрешено нанимать рабочих для срывания плодов и собирания урожая с целью сбыта и раздачи обществу в количестве, которое хватит до следующей раздачи. Системе «Оцар бейт дин» разрешено устанавливать цены соответственно расчётов расходов на работы, упаковку и сбыт, и также разрешено им измерять и взвешивать, т.к. они не продают, а как будто раздают овощи и фрукты для пользы общества. И нет платы за сами плоды. Также плодам, которые в оцар бейт дин, не обязаны делать биур, когда подходит время биура, и плата не относится к святости седьмого года, т.к. она даётся не за сами плоды, а за сопутствующие расходы. Для нужд оцар бейт дин хозяева полей делают поля ничейными и передают шетар г̃эфкэр в бейт дин. И бейт дин назначает работников и задействует систему.

Читать всю главу

2928-3338 (832-422 до н.э.)
Бейт Г̃амикдаш Г̃аришон
(Первый Храм)

Его строительство было начато царем Шеломо на 4-м году его царствования (в 2928 году – 832 г. до н.э., 480 лет после выхода сынов Исраэля из Египта), длилось 7 лет и закончилось на 11-м году царствования Шеломо. В строительстве Храма участвовало 150 тысяч человек. Храм простоял 410 лет (счет 410 лет ведется от начала строительства). По окончанию строительства Храма, Шеломо начал строить свой дом и окончил через 13 лет.

3338 (422 до н.э.) Разрушение Первого Храма

Осада Иерусалима началась 10 тевета 3336 г. (424 г. до н.э.) и городская стена была проломлена через два с половиной года 17-го тамуза. Бейт Г̃амикдаш (Храм) был разрушен и подожжен 9 ава к вечеру. Всего от начала царства Шеломо до разрушения прошло 414 лет, вычтем 4 года до начала строительства Храма [от начала царства Шеломо], – получим: всего 410 лет простоял Храм на Его горе, и прошло 850 лет со времени входа сынов Исраэля в землю Исраэля, т.е. 17 юбилеев [50-ти летий]. И намек на это в слове בְּרֵאשִית (Вначале): ב''רБайт Ришон (Первый Храм), א''שола бэш, י''ת – на 410 (ת''י) году его существования.

В Первом Храме служили только 18 коэнов – священников, [здесь имеются ввиду первосвященники], по сравнению с Вторым Храмом, в котором служили более 300 коэнов. Уточни в Тософот Йома 9а.

Всего 10 тысяч евреев были угнаны Навухаднецаром в Вавилон, 3 тысячи из колена Йегуды и 7 тысяч из колена Биньямина и остальных колен. Из этого факта мы учим, что много людей было убито Навухаднецаром.

3408 (352 до н.э.) Строительство Второго Храма

Строительство началось в 3408 (352 до н.э.) ровно 70 лет после разрушения Первого Храма. Его строительство продолжалось около 5-ти лет, со 2-го до 6-го года царствования Дарейавэша. Строение это простояло невредимо 420 лет. Строительство началось, в сущности, на 18 лет раньше, во время царствования Корэша, но прервалось из-за клеветнического доноса кутим (самаритян) Корэшу, который прервал работы по строительству.

3828 (68 н.э.) Разрушение Второго Храма

Разрушение Храма произошло 9-го Ава вечером после двух с половиной лет осады Иерусалима с 10-го Тевета по 9-е Ава Аспасианусом кейсаром и его сыном и заместителем Титусом-злодеем. Падение Иерусалима пришло вследствие сильного голода в Иерусалиме. Оно было результатом учиненного бандитами пожара продовольственных складов, дров и масла, которого бы хватило на 21 год осады. Рабану Йоханану бен Закаю удалось хитростью выйти из Иерусалима и спасти Явне и его мудрецов, и династию Рабана Гамлиэля особой просьбой у Аспасиануса. Иерусалим пал из-за бывшей в нем напрасной вражды. В ходе захвата погибли миллионы. Оба Храма стояли число лет как миньян слова כתית (разбитый): כת – 420 – Второй Храм, ית – 410 – Первый Храм. Во Втором Храме служили более 300 коэнов (первосвященников – Перев.), в Первом Храме – только 18. И об этом сказали мудрецы, благословенна их память: «Страх перед Вс-вышним добавляет годы» – это о Первом Храме; и «годы злодеев сократятся» – это о Втором Храме.

Читать всю статью

Главная     Библиотека     Община     Праведники     Музыка

Copyright© Shabat-shalom 2008-2023